30 и 31 января 2020 года в Воркутинском филиале Колледжа искусств Республики Коми состоялась встреча с гостем из Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, профессором кафедры специального фортепиано, кандидатом искусствоведения, концертирующим пианистом, участником международных фестивалей, членом жюри российских и международных конкурсов пианистом Русланом Разгуляевым. Приезд Руслана Александровича – важное событие для преподавателей и учащихся колледжа, музыкальных школ и школ искусств, так как им довелось не только услышать прекрасную игру выдающегося пианиста, представившего воркутинской публике фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года», но и продемонстрировать профессору свою интерпретацию произведений классической музыки и получить ценные советы пианиста-педагога высшего звена на прошедших мастер-классах.
Среди студентов колледжа в мастер-классе приняли участие 6 человек. Студенты исполнили сонаты Л.Бетховена, Э. Грига, балладу Ф. Шопена, рапсодию И.Брамса. Проводя работу над сонатами Бетховена, Руслан Александрович обратился к более точному построению формы, сопоставлением разделов сонатного allegro, включающему работу над единством темпа, балансом между мелодией и аккомпанементом, артикуляцией (отсюда работа с педализацией), динамической стороной произведения. Профессор подчеркнул важность паузы в музыке; кроме того, он уделил внимание украшениям, дав полезные советы о способе их исполнения. Немало было сказано об образной сфере, тесно переплетающейся с хронологией создания сонат, ведь «Путь от первой до последней сонаты знаменует целую эпоху с истории мировой фортепианной музыки».
В работе над сочинениями Брамса и Шопена Руслан Александрович еще более углубился в образную сферу, много говорил о балансе мелодии и аккомпанемента, разграничении фактуры, помогал решить студентам проблемы, связанные с технической стороной исполнения.
Участниками мастер-класса стали и учащиеся Городской детской музыкальной школы и Детской школы искусств. Работая с учащимися над полифонией (на примере двух- и трехголосных инвенций И.С.Баха), профессор, обращаясь к присутствующим преподавателям, обращал внимание на современные тенденции в исполнении музыки И. С. Баха, одной из которых является уход от редакции Ф. Бузони к современным редакторам. У последних, помимо динамических и штриховых указаний, совершенно иначе выписано множество украшений, которым Руслан Александрович также уделил достаточно много времени. В пьесах преподаватель обратил внимание на баланс и выразительность исполнения, с учащимися младших классов поработал над техническими трудностями.
Хочется отметить, что общение с Русланом Александровичем благоприятствовало раскрепощению и отсутствию волнения учащихся. Войдя в аудиторию, он создал атмосферу абсолютного дружелюбия, приветливости, радости от общения с новыми людьми, нашел контакт с публикой. За время проведения мастер-классов он продемонстрировал умение найти подход к детям, излагая требования доступно, интересно, одновременно демонстрируя свои исполнительские навыки. Немаловажным в эти дни оказалось для профессора умение найти подход к учащимся с ОВЗ, до которых он смог донести свои требования, которые, по большей части, заключались в работе нам единством темпа и ритмом.
Вот отзывы некоторых участников мастер-класса, учащихся колледжа:
«Открытый и приятный человек. Интересно было слушать указания, которые он давал как мне, так и другим студентам. Понравилось то, что приводил много примеров из жизни, литературы, истории» (А.Казанцева, 3 курс).
«Профессор давал простые и понятные замечания, говорил с нами «на одном языке. Он меня очень вдохновил!» (А.Манчук, 4 курс).
Необходимо отметить, что для нашего города очень важны такие встречи, ведь для учащихся – это стимул к творческому росту, для преподавателей – обмен ценным опытом, являющийся весомым вкладом в развитии подрастающих музыкантов.
Мария Юрьевна Масалюк, преподаватель ПЦК «Фортепиано»
Развитие творческих способнотей | Опыт и профессионализм | Перспективы и будущее |
Студенты нашего колледжа неоднократно становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. | Профессионализм преподавателей отражается в динамике поступлений наших выпускников в высшие учебные заведения культуры и искусств. | Многие выпускники, закончившие впоследствии высшие учебные заведения, работают в ведущих оркестрах страны и за рубежом. |