6 мая состоялся концерт студенток 4 курса Елизаветы Кошкиной (класс преподавателя Чемодановой О. Ф.) и Валерии Обоскаловой (класс преподавателя Старковой Ю. П.). В программе звучали о произведения Баха, Бетховена, сочинения композиторов эпохи романтизма – Шопена, Брамса, Бруха, Эльгара, а также С. Рахманинова.
Сочинения Баха прочно вошли в исполнительский репертуар учащихся всех уровней – от воспитанников музыкальных школ до выпускников консерваторий. Нет такого пианиста, который бы прошел мимо прелюдий и фуг, составивших два тома «Хорошо темперированного клавира» (ХТК). Автограф Баха, предписанный первому тому почти триста лет назад, актуален до сих пор: «Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, ныне великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером и руководителем камерной музыки. В 1722 году».
Открыла концерт Елизавета Кошкина, исполнившая прелюдию и фугу доминор из второго тома ХТК.
«Шедевр с начала до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения» – эти слова А. Улыбышева относятся к знаменитой Патетической сонате Людвига ван Бетховена. Нельзя не признать, что Патетическая соната совершенно заслуженно пользуется своей великой популярностью. У нее не только крупнейшие достоинства содержания, но и замечательные достоинства формы, сочетающей монументализм с лаконичностью. Первая часть этой сонаты прозвучала в исполнении Елизаветы.
Два этюда великого польского композитора Ф. Шопена – этюд из оп. 10 до минор и этюд 13 Ля-бемоль мажор из оп. 25 можно предварить строками стихов Б. Пастернака:
«Так некогда Шопен вложил
Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды».
В знаменитом до-минорном этюде, получившем название Революционный», яростно бушуют вздымающиеся или стремительно падающие пассажи в левой руке, а аккорды в пунктирном ритме вырастают в волевую тему большого драматического накала.
Напротив, В As-dur’ном этюде вся фактура дышит глубоко и мягко, мелодия поет, поет гармония. Пастельная изысканность звуковой палитры, несравненная поэтичность, источаемая каждой фразой, делает этот этюд шедевром фортепианной музыки.
Концерт продолжила прелюдия Ре мажор С. Рахманинова. Этот жанр в творчестве композитора представлен циклом из 10 пьес, каждая из которых, не имея программного заголовка, все же чрезвычайно образна и рождает определенные картинные ассоциации. Так, прелюдия Ре мажор носит баркарольный характер.
И вновь обращаемся к музыке И. С. Баха. Шесть сонат и партит для скрипки соло представляют одно из высочайших проявлений баховского гения и являются в скрипичной литературе явлением уникальным. Из современников Баха один лишь Георг Филипп Телеман в своих фантазиях попытался последовать этому образцу. Во второй половине XVIII и в XIX веке эти попытки создать что-то подобное скрипичным соло Баха заглохли. Лишь XX столетие с его «неоклассицизмом» и острым интересом к Баху, в совсем ином стиле возродило жанр смычкового соло в творчестве Макса Регераи Пауля Хиндемита.
Две части из первой сонаты соль минор – Сицилиана и Престо прозвучали в исполнении Валерии Обоскаловой.
В 1853 году три немецких композитора – Р. Шуман, Альберт Дитрих и И. Брамс создали коллективный труд – сонату для скрипки и фортепиано, посвятив ее скрипачу Йозефу Иоахиму. Соната состоит из 4 частей. Первая часть, Allegro, написана Дитрихом, вторая часть, интермеццо, – Шуманом, третья, скерцо, – Брамсом, финал вновь Шуманом. Произведение было поднесено Иоахиму и исполнено им в домашнем концерте у Шумана (партия фортепиано – Клара Шуман). При этом скрипачу было предложено угадать авторство каждой из частей, что он и сделал. В дальнейшем Иоахим предоставил скерцо для отдельной публикации и оно прочно вошло в репертуар скрипачей всего мира.
Скерцо И. Брамса прозвучало в исполнении Валерии Обоскаловой и Елены Роговой.
Имя Макса Бруха 1838–1920 не столь громко звучит в музыкальном мире, как имя Брамса, но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров.
Ранее уже упоминался немецкий скрипач Й. Иоахим, которому было посвящено скерцо Брамса. На титульном листе скрипичного концерта Бруха также стоит посвящение великому скрипачу: Й. Иоахиму в знак дружбы.
Были исполнены 2 и 3 части из этого концерта.
Так сложилось, что программу концерта составили сплошь шедевры мирового классического наследия. И в завершении его прозвучал еще один шедевр – «Привет любви» Эдгара Эльгара в исполнении Валерии Обоскаловой и Елизаветы Кошкиной.
![]() | ![]() | ![]() |
Развитие творческих способнотей | Опыт и профессионализм | Перспективы и будущее |
Студенты нашего колледжа неоднократно становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. | Профессионализм преподавателей отражается в динамике поступлений наших выпускников в высшие учебные заведения культуры и искусств. | Многие выпускники, закончившие впоследствии высшие учебные заведения, работают в ведущих оркестрах страны и за рубежом. |