Воркутинский музыкальный колледж
Смена темы
Навигация
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Темы форума
Новые темы
Выпускники
Обсуждаемые темы
Нет тем
Новости







Интервью газеты «Моя Воркута» с Сергеем Ивановичем Поповым.

«Ветеран Воркуты и джаза»






Если вы живете в Воркуте и хоть немного интересуетесь музыкой, имя Сергея Попова для вас не пустой звук. Блестящий пианист, один из пионеров заполярного джаза неизменно собирает аншлаги, когда приезжает с концертами в родной город. Так случилось и на этот раз. А после одного из трех нынешних концертов маэстро охотно пообщался с корреспондентом «МВ».

Вечер пятницы, одно из любимых воркутинскими меломанами мест. В натопленном помещении не протолкнуться, а из уголка зала, играющего роль сцены, гремит классикой ритм-энд-блюза группа Exter. Их выступление близится к финалу, публика в прекрасном расположении духа. В этот момент в клуб входят несколько человек, судя по поклаже — музыканты. На одном из них — немолодом господине — моментально запотевают очки, что придает его облику джентльмена несколько комичный вид, а пижонской «вишенкой на торте» выглядит галстук-бабочка с рисунком в виде клавиатуры рояля. Это Сергей Попов.

Тонкая работа

Саунд-чек не занял много времени. Перед выступлением Сергей Попов предупреждает: «Ребята, у нас никто не поет. Мы исполняем инструментальную музыку».

— Мы для того и собрались! – единодушно отвечает зал.

— Значит, я попал куда нужно.

И понеслась… Начали с классического репертуара оркестра Дюка Эллингтона: Take The A-Train. Позже звучит, конечно, и Caravan. Набор нетленных эллингтоновских стандартов кажется более чем ожидаемым. Но, когда об этом заходит речь после концерта, Сергей Попов решительно отвергает подозрения в пристрастии к Дюку Эллингтону и рубит правду-матку. Выглядит не очень убедительно.

— Я отдаю дань ему. Во-первых, музыка-то хорошая. Эллингтон — это эпоха и вообще, фантастическая личность в джазе. Потому что сказать, что он блестящий композитор — нельзя. Сказать, что он блестящий пианист — нельзя. В его время были композиторы и пианисты, куда более значительные. Хотя бы Эррол Гарнер. Титан! Какой там Эллингтон пианист в сравнении с ним! Но ведь, ребята, у Дюка Эллингтона какой биг-бэнд! Он бэндлидер. Ни у кого бэнд так не звучал, как у него. Ни у кого не было таких аранжировок. Были там темные истории — разборки, где чья мелодия, кто у кого спер. Но! У него был принцип — он давал музыкантам свободу, и это рождало на глазах музыку. Потому что биг-бэнд предполагает в первую очередь работу аранжировщика. То есть, как обычно: лидер пишет, оркестр играет, ну и есть у него там два-три солиста… А тут все! И все звучит плотно, все звучит классно. Удивительно. Вот, например, «Садись в поезд «А» — это же не он сочинил, а его саксофонист Билли Стрейхорн. «Караван» — Хуан Тисол, тромбонист. В общем, у Дюка была потрясающая интуиция.

В аккомпанирующей Попову группе «Квадрат» за духовые отвечает не тромбонист, а альт-саксофонист Юрий Худяков. На слишком требовательный вкус может показаться, что соло саксофона в «Караване» чуть-чуть не хватает изобретательности.

— Караван идет по пустыне ровно, никуда не торопясь. И саксофону тут не надо ничего лишнего, — добродушно улыбаясь, отвечает Юрий Худяков.

— В «Караване» гармония эволюционирует, меняясь все время на полутон — опять, опять и опять. Мысль импровизатора должна лечь в это сочетание полутонов. Вывести из этого собственную фразу — слишком тонкая работа, —отвечает после концерта на тот же вопрос Сергей Попов.






«Мишка» на ребрах

— Сергей Иванович, наверняка у вас есть самое первое музыкальное впечатление, отчасти предопределившее вашу судьбу.


— Я в Воркуте, на улице Поселковой, в доме с печным отоплением, мне года три-четыре, наша комнатка девять метров, мы со старшим братом лежим на топчане, а рядом за швейной машинкой сидит бабушка, вся седая. Она отсидела десять лет в лагере. Она очень хорошо шила, и вот шьет платье по заказу одной офицерской жены. Рядом с ней пачка папирос «Красная звезда», и бабушка, наяривая на машинке, поет: «Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая!..» Причем полный, фирменный текст… А еще у бабушки был патефон и горы пластинок. И мое самое-самое любимое занятие было крутить ручку этого патефона и ставить пластинки. Там было, что было в СССР на пластинках в начале пятидесятых, и я уже ребенком все это знал и пел по памяти.

— И что было самым любимым?

— «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?..» Это была даже не заводская пластинка, а пластинка «на ребрах» (контрафактные пластинки, основой для которых служили настоящие рентгеновские снимки — МВ).

Когда речь заходит о его собственных пьесах, в голосе пианиста угадывается оттенок грусти.

— Пишу. Вернее, писал. Я работал некоторое время в Псковской филармонии, и должен был сделать познавательную программу о джазе для детей — мелких, из садика. Я почесал тыкву… Потом взял и написал музыку к сказке «Колобок». Каждого персонажа обозначил определенным стилем, чтобы детям было понятно. Ну, вот сам Колобок — это что? Буги-вуги! Катится, катится, катится… А лиса?.. Джаз-вальс. А медведь? Очень медленный блюз с подвижкой в нижний регистр. Такой медленный и вязкий получился. А волк — такая свинговая вещь, хулиганская, с бандитскими замашками. Вот минут на 30 получилась программа из музыкальных картинок.

Чуждый город

Кроме уже упомянутого саксофониста Юрия Худякова, в нынешнем составе «Квадрата» играют ударник Арсен Коренев и бас-гитарист Вадим Диканский. Все три аккомпаниатора Попова по-прежнему живут в Воркуте. Вход на концерт был свободным, но ближе к его концу по залу пошла шляпа, в которую зрители вносили лепту в гонорар — кто сколько счел нужным. Судя по активности зрителей, часть затрат точно окупилась.

Тема денег зазвучала там, где ожидалось услышать нечто совсем иное. — При всем уважении к вашему превосходному бас-гитаристу, все-таки — бас-гитара или контрабас?

— Конечно, контрабас (вздыхает). Бас-гитарист наш, безусловно, очень хорош и он мог бы и на контрабасе сыграть, но проблема-то состоит в том, что купить контрабас — это проблема. Это огромные деньги, ребята, тысяч 150 надо отдать. А хороший рояль сегодня стоит три с половиной миллиона. У меня очень маленькая квартирка в Пскове — две комнатки, туда «Стейнвей» не поставишь.

Кстати, почему Псков? По словам самого маэстро, это для него «чуждый город».

— Они, ребята, все какие-то сонные. Я ведь как решил: скучно жить, надо собрать команду. Юрка — это я Худякову — давай играть! И на следующий день мы уже репетировали. А там (в Пскове — «МВ») все делается по-другому. Там «да» еще не значит «да», а очень даже может быть и «нет». Я им говорю: «И вы еще жалуетесь на жизнь? Мои земляки выживают в невероятных условиях, а вы тут благоденствуете, говорите «да», а потом думаете «нет».

Видимо, в этой необязательности причина того, что, как утверждает наш собеседник, джазовая сцена в Пскове практически отсутствует. Но при всем при этом…

— Там невероятно красиво! Да и, ребята, это же настоящая Россия, один из ее истоков! — возможно, в этом ответ на вопрос о Пскове. Воркутинский пацан в Стрельне — Сергей Иванович, один банальный вопрос. У вас есть любимый джазовый альбом? — Трио Эррола Гарнера, Concert By The Sea — «Концерт у моря».

На вопрос о предпочтениях в поп- и рок-музыке маэстро, по собственному признанию, «лихорадочно соображает», прежде чем назвать «Битлз» и «Лед Зеппелин». Потом добавляет, что определенно не любит ничего из того, что делается сейчас на этом поприще в России. Потом заходит разговор о Воркуте.

— Я получил знак «Ветеран Воркуты» только по одной причине: я пришел в отдел культуры и сказал: «Так! Я собираюсь уезжать, но я всю жизнь здесь прожил, и если вы мне не дадите «Ветерана Воркуты», я...». И они мне на День работника культуры — ребята, это полный кирдык — официально вручили, а потом говорят: «Сергей Иванович, но ведь этот знак вам ничего, никаких льгот не дает…» Я тебя спрашивал, что он мне дает? Я — воркутинский пацан, отдай мне мой значок! Я горжусь этим городом, этими людьми, я его люблю, обожаю. Мне страшно видеть, что с ним происходит сейчас...






— Где именно в Воркуте вы росли?

— Сначала жили во Втором районе, там я ходил в музыкальную школу, а учился во второй школе. Потом отец получил квартиру на Энгельса, 2. Закончил я школу №25. Пошел в армию, уже после армии поступил в музыкальное училище. Тут женился, тут дети родились. У меня сын, 36 лет, гитарист, живет в Питере, все играет, любит рок. Но когда потребовалось отыграть корпоратив, мы с ним дуэтом очень хорошо отыграли джазовую программу. А корпоратив тот был в Стрельне, понимаете?.. Все инструменты, всю аппаратуру просвечивали на входе, все карманы вывернули — просто так, по протоколу, президента там не было.

Последний вопрос — о его репутации Дон Жуана — искренне удивляет Сергея Попова. А потом веселит.

— Меня — Дон Жуаном???.. Почему? Да, я сейчас женат в третий раз. Детей — моих двое и у жены двое. То есть четверо. Мне большего не надо.

Беседовал Михаил Казанцев
Фото Владимира Юрлова

газета «Моя Воркута»



Комментарии

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.



Почему стоит идти учиться в наш колледж?
Развитие творческих
способнотей
Опыт и
профессионализм
Перспективы и
будущее
Студенты нашего колледжа
неоднократно становились
лауреатами всероссийских и
международных конкурсов.
Профессионализм преподавателей
отражается в динамике поступлений
наших выпускников в высшие учебные
заведения культуры и искусств.
Многие выпускники, закончившие
впоследствии высшие учебные
заведения, работают в ведущих
оркестрах страны и за рубежом.
Узнать подробнее о поступлении