Воркутинский музыкальный колледж
Смена темы
Навигация
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Темы форума
Новые темы
Выпускники
Обсуждаемые темы
Нет тем
Статьи \ Люди искусства \ Художник и провидец

Художник и провидец


Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие старины, умение передать особый аромат древней эпохи. Одна из работ этой серии — «Заморские гости», была создана Рерихом в Париже, где он совершенствовал свое мастерство  под руководством исторического живописца Фернана Кормона. В этой картине впервые в полной мере проявился колористический дар художника. Живописная поэма в ликующих красках воскрешает эпоху открытий неведомых стран. По синему морю среди зеленых островов плывут сказочные ладьи викингов. Стремительный ветер наполняет многоцветные паруса, с криком несутся навстречу белые чайки. Работая над картиной, Рерих своеобразно использует приемы народного творчества, добивается большой декоративности, звучности красок, создает жизнерадостное, праздничное произведение.

В 1901 году художник возвращается в Россию и продолжает работать над славянской темой. Летом 1903 **1904 годов Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам, изучает архитектуру, живопись, прикладное искусство, знакомится с фольклором, народными танцами. Результатом поездки явилась живописная серия из девяноста полотен, в которых художник запечатлел памятники древнерусской архитектуры. Одновременно Рерих выступает в печати, популяризируя древнерусское искусство, призывая к охране памятников старины, представляющих огромное национальное достояние.

В эти же годы Рерих написал ряд своеобразных исторических пейзажей, отразив пантеистические представления древних славян, одухотворявших природу, веривших в мистические силы, влияющие на жизнь человека. Такова картина «Небесный бой», которая отличается особой эмоциональностью, глубокой поэтичностью, вызывает ассоциации со сказочными образами.

Большой интерес представляют работы Рериха в театре над эскизами декораций. Особенно значительным оказалось оформление пьесы М. Метерлинка «Сестра Беатриса», драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», опер Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» и А. П. Бородина «Князь Игорь». Рериху удалось передать национальный колорит действия, подчеркнуть эмоциональный настрой спектакля. Самобытностью и поэтичностью отличается оформление балета Стравинского «Весна священная», к которому Рерих написал либретто на тему из жизни древних славян.

Работает Рерих и в жанре монументальной живописи, выполняя эскизы к росписям гражданских построек и храмов. Наиболее оригинальна по замыслу и декоративной красоте — роспись церкви Святого Духа в Талашкине.

Революцию художник встречает сочувственно. Рерих входит в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 года по инициативе и под председательством А. М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, художник вынужден уехать на Карельский перешеек. Весной следующего года при наступлении интервентов он оказался за рубежом.

В 1918 году Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. Здесь мастер развивает широкую просветительскую деятельность: пропагандирует русское искусство, организует Художественный университет, Союз художников, Международный художественный центр «Венец мира», цель которого - культурное сотрудничество народов разных стран. В 1923 году по инициативе поклонников таланта русского живописца создается Музей Н. К. Рериха.

В том же году художник покидает Америку. Через Италию и Швейцарию он едет во Францию, а оттуда морским путем - на Восток, решив осуществить давнюю мечту - путешествие по Индии и Центральной Азии. Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи, проследовала по малодоступным районам Центральной Азии; в мае 1926 года путешественники пересекли границу СССР и побывали в Москве. Рерих встретился с А. В. Луначарским и подарил Советскому правительству несколько своих работ.

Путешественников подстерегало много опасностей, неоднократно чинились препятствия. Во время вынужденной зимовки на нагорье Тибета они едва не погибли от холода и голода. Но на протяжении всего пути Рерих продолжает работать даже в самых сложных условиях, в результате из экспедиции он привозит около пятисот полотен и эскизов. Огромны были и научные достижения: основательно изучены памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу (Западные Гималаи) организует Гималайский институт научных исследований.

С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, долина Кулу становится постоянным местом жительства семьи Рериха, и сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии.

Произведения Рериха, созданные в Индии, чрезвычайно разнообразны. В 20-е годы он работает над циклом, непосредственно связанным с изучением древней восточной философии и проблем этики. Рерих создает образы тех, кого считал проповедниками вечных норм нравственности — Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лао-Цзы и др.

Однако, основные работы Рериха 20-40-х годов — это пейзажи, которые, как правило, характерны большим философским содержанием. В них Рерих воспевает величие, вечную возвышенную красоту природы, которая облагораживает человека. Восточным Гималаям живописец посвятил более шестисот произведений и создал красочную эпическую поэму об этих горных хребтах. Работы Рериха этих лет исполнены темперой. В этой технике художник наиболее ярко выразил свои живописные поиски. Полотна отличаются звучностью цвета, взятого нередко в контрастных соотношениях в напряженном эмоциональном звучании. С декоративностью цвета сочетаются лаконичная четкая линия, ясная гармоническая композиция.

В цикле «Твердыни Тибета» Рерих органически соединяет пейзаж и архитектуру древних памятников Востока. Часто памятники искусства, изображенные Рерихом, связаны с древними поверьями и имеют символический смысл. Такова серия, посвященная Майтрейе — Будде грядущего, которому предначертано принести на Землю счастье. Одной из характерных работ этого цикла является полотно «Майтрейя Победитель», где наряду с изображением божества, высеченного на скале, появляется символический образ - силуэт всадника в облаках. В ряде работ Рерих изображает индийских богов Будду и Кришну.

Рерих не ограничивается творческой деятельностью, он ведет большую общественную работу. Одним из самых значительных начинаний художника был знаменитый «Пакт Рериха» - договор, по которому ценные памятники должны оставаться неприкосновенными в годы войны. Умер художник в Индии. На месте кремации в долине Кулу установлен памятник с надписью «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии». Через десять лет его сын Юрий Николаевич приехал в СССР и привез большую коллекцию работ отца, завещанную художником своей Родине.



Комментарии

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.

Почему стоит идти учиться в наш колледж?
Развитие творческих
способнотей
Опыт и
профессионализм
Перспективы и
будущее
Студенты нашего колледжа
неоднократно становились
лауреатами всероссийских и
международных конкурсов.
Профессионализм преподавателей
отражается в динамике поступлений
наших выпускников в высшие учебные
заведения культуры и искусств.
Многие выпускники, закончившие
впоследствии высшие учебные
заведения, работают в ведущих
оркестрах страны и за рубежом.
Узнать подробнее о поступлении