Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие старины, умение передать особый аромат древней эпохи. Одна из работ этой серии — «Заморские гости», была создана Рерихом в Париже, где он совершенствовал свое мастерство под руководством исторического живописца Фернана Кормона. В этой картине впервые в полной мере проявился колористический дар художника. Живописная поэма в ликующих красках воскрешает эпоху открытий неведомых стран. По синему морю среди зеленых островов плывут сказочные ладьи викингов. Стремительный ветер наполняет многоцветные паруса, с криком несутся навстречу белые чайки. Работая над картиной, Рерих своеобразно использует приемы народного творчества, добивается большой декоративности, звучности красок, создает жизнерадостное, праздничное произведение.
В 1901 году художник возвращается в Россию и продолжает работать над славянской темой. Летом 1903 **1904 годов Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам, изучает архитектуру, живопись, прикладное искусство, знакомится с фольклором, народными танцами. Результатом поездки явилась живописная серия из девяноста полотен, в которых художник запечатлел памятники древнерусской архитектуры. Одновременно Рерих выступает в печати, популяризируя древнерусское искусство, призывая к охране памятников старины, представляющих огромное национальное достояние.
В эти же годы Рерих написал ряд своеобразных исторических пейзажей, отразив пантеистические представления древних славян, одухотворявших природу, веривших в мистические силы, влияющие на жизнь человека. Такова картина «Небесный бой», которая отличается особой эмоциональностью, глубокой поэтичностью, вызывает ассоциации со сказочными образами.
Большой интерес представляют работы Рериха в театре над эскизами декораций. Особенно значительным оказалось оформление пьесы М. Метерлинка «Сестра Беатриса», драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», опер Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» и А. П. Бородина «Князь Игорь». Рериху удалось передать национальный колорит действия, подчеркнуть эмоциональный настрой спектакля. Самобытностью и поэтичностью отличается оформление балета Стравинского «Весна священная», к которому Рерих написал либретто на тему из жизни древних славян.
Работает Рерих и в жанре монументальной живописи, выполняя эскизы к росписям гражданских построек и храмов. Наиболее оригинальна по замыслу и декоративной красоте — роспись церкви Святого Духа в Талашкине.
Революцию художник встречает сочувственно. Рерих входит в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 года по инициативе и под председательством А. М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, художник вынужден уехать на Карельский перешеек. Весной следующего года при наступлении интервентов он оказался за рубежом.
В 1918 году Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. Здесь мастер развивает широкую просветительскую деятельность: пропагандирует русское искусство, организует Художественный университет, Союз художников, Международный художественный центр «Венец мира», цель которого - культурное сотрудничество народов разных стран. В 1923 году по инициативе поклонников таланта русского живописца создается Музей Н. К. Рериха.
В том же году художник покидает Америку. Через Италию и Швейцарию он едет во Францию, а оттуда морским путем - на Восток, решив осуществить давнюю мечту - путешествие по Индии и Центральной Азии. Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи, проследовала по малодоступным районам Центральной Азии; в мае 1926 года путешественники пересекли границу СССР и побывали в Москве. Рерих встретился с А. В. Луначарским и подарил Советскому правительству несколько своих работ.
Путешественников подстерегало много опасностей, неоднократно чинились препятствия. Во время вынужденной зимовки на нагорье Тибета они едва не погибли от холода и голода. Но на протяжении всего пути Рерих продолжает работать даже в самых сложных условиях, в результате из экспедиции он привозит около пятисот полотен и эскизов. Огромны были и научные достижения: основательно изучены памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу (Западные Гималаи) организует Гималайский институт научных исследований.
С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, долина Кулу становится постоянным местом жительства семьи Рериха, и сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии.
Произведения Рериха, созданные в Индии, чрезвычайно разнообразны. В 20-е годы он работает над циклом, непосредственно связанным с изучением древней восточной философии и проблем этики. Рерих создает образы тех, кого считал проповедниками вечных норм нравственности — Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лао-Цзы и др.
Однако, основные работы Рериха 20-40-х годов — это пейзажи, которые, как правило, характерны большим философским содержанием. В них Рерих воспевает величие, вечную возвышенную красоту природы, которая облагораживает человека. Восточным Гималаям живописец посвятил более шестисот произведений и создал красочную эпическую поэму об этих горных хребтах. Работы Рериха этих лет исполнены темперой. В этой технике художник наиболее ярко выразил свои живописные поиски. Полотна отличаются звучностью цвета, взятого нередко в контрастных соотношениях в напряженном эмоциональном звучании. С декоративностью цвета сочетаются лаконичная четкая линия, ясная гармоническая композиция.
В цикле «Твердыни Тибета» Рерих органически соединяет пейзаж и архитектуру древних памятников Востока. Часто памятники искусства, изображенные Рерихом, связаны с древними поверьями и имеют символический смысл. Такова серия, посвященная Майтрейе — Будде грядущего, которому предначертано принести на Землю счастье. Одной из характерных работ этого цикла является полотно «Майтрейя Победитель», где наряду с изображением божества, высеченного на скале, появляется символический образ - силуэт всадника в облаках. В ряде работ Рерих изображает индийских богов Будду и Кришну.
Рерих не ограничивается творческой деятельностью, он ведет большую общественную работу. Одним из самых значительных начинаний художника был знаменитый «Пакт Рериха» - договор, по которому ценные памятники должны оставаться неприкосновенными в годы войны. Умер художник в Индии. На месте кремации в долине Кулу установлен памятник с надписью «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии». Через десять лет его сын Юрий Николаевич приехал в СССР и привез большую коллекцию работ отца, завещанную художником своей Родине.
Развитие творческих способнотей | Опыт и профессионализм | Перспективы и будущее |
Студенты нашего колледжа неоднократно становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. | Профессионализм преподавателей отражается в динамике поступлений наших выпускников в высшие учебные заведения культуры и искусств. | Многие выпускники, закончившие впоследствии высшие учебные заведения, работают в ведущих оркестрах страны и за рубежом. |